Методические рекомендации УМК 10-11 классы
 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку
Нашли ошибку?

Социальные сети


Методические рекомендации УМК 10-11 классы

Страницы: 1
RSS
Методические рекомендации УМК 10-11 классы
 
Здравствуйте, Людмила Леонидовна!
Пишет Вам преподаватель информатики. Мне очень нравятся Ваши разработки по этому предмету. Они отличаются от других авторов тем, что Вы стремитесь дать учащимся не столько знания, сколько воспитать в них правильное мировоззрение. И учите их этому на наглядных примерах и применяете деятельностный подход в обучении (рабочие тетради).
Поэтому я с нетерпением жду именно Ваше УМК 10-11 классы. И хочу с Вами поделиться некоторыми предложениями.
Я заметила, как хорошо Вы раскрывали тему «Информация» в 5 классе. Я цитирую Вашу фразу из этого учебника: «Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни». Людмила Леонидовна, а почему бы эту тему не продолжить раскрывать в 10 классе. Я какое-то время работала в школе. А потом стала преподавать в медицинском колледже. Там программа была более углублена, чем в учебнике Н.Д. Угриновича. Приходилось собирать урок по крупицам. Да и ребятам хотелось дать живой урок, а не пичкать их знаниями, как «фаршированную рыбу». И тут мне попалась книга Т. Ждановой: «Сотворенная природа глазами биологов». Дело в том, что в этой книге описана природа по законам кибернетики. Тему урока «Информационные процессы в живой природе» можно смело раскрыть по этой книге. На уроке я рисовала схемы разных систем и приводила примеры из этой книги. А потом давала ребятам проектные работы на эту тему, отсканировав предварительно нужные примеры. А они представляли этот материал наглядно в виде презентации, используя схемы, причинные карты, графы и т.д. Таким образом, они учились не просто выделять главное, но и уметь представлять информацию в сжатом графическом виде! Я Вам высылаю к этому письму свою презентацию (Информация-1 курс) этого урока. Презентация создана в форме исследования, в котором участвовал персонаж «чукча». Он никогда не видел лето. Исследование начинается с того, что мы ко всему привыкли и такое чудо как смена времен года мы не замечаем.  Если чукчу привести в зимний лес нашей полосы и показать фотографию этого же леса летом, то он не поверит! А если привести его туда летом, то он воскликнет: «Вот это чудо!» Таким образом, на протяжении всего урока мы смотрим на мир как на чудо, глазами этого чукчи! Я очень надеюсь, что Вам пригодится этот материал. Ведь это так важно для будущего нашего поколения! Очень хочется, чтобы этот материал вошел в Ваш учебник!
Если рассматривать компетентностный подход к обучению, то я бы Мировоззрение поставила во главу угла в образовании! Я также высылаю плакаты, которые могли бы пригодиться Вам. Они отвечают на многие вопросы, которые мне задавали ученики в процессе обучения. Первый свой урок я строю именно по ним. Было бы замечательно, если бы кто-нибудь дал этим плакатам «жизнь», напечатав их в своем УМК. Названия плакатов: «Для чего я должен строить «дом»?», «Почему я должен заниматься самообразованием?», «Что дает стремление к самомотивации?» и другие.
А на втором месте я бы поставила деятельностный, проблемный подход к обучению. Очень хорошо этот подход раскрывается в учебниках А.В. Горячева. При раскрытии темы перед ребятами он ставит жизненную задачу (проблему). Детям это очень нравится!!
Также у меня есть пожелание, чтобы в Ваш учебник в тему «Компьютерная анимация. Мультипликация» попала бы биография Владислава Старевича, основоположника русского мультипликационного кино. На сайте телеканала «Радость моя» в передаче «Знай наших» рассказывается о нем (вот ссылка: http://www.radostmoya.ru/project/znai_nashih/video/?watch=vladislav_starevich.) Своим ученикам в качестве домашнего задания я давала посмотреть это видео, на основании которого они писали потом эссе.

Мне нравятся ваши учебники еще и тем, что по ним можно действительно построить очень живые и полезные уроки для детей. В моей презентации есть 5-й слайд (Актуализация знаний). Диалог, описанный в этом слайде, относится к уроку Вашего учебника 6 класса «Определение понятия» или к уроку «Компьютер - универсальная машина». Мы вместе с ребятами в 10 классе (1 курс колледжа) повторяем, что такое информатика, что такое компьютер. Этот диалог учит учащихся пониманию того, что в определении понятия нет лишнего. При заучивании определения учащиеся развивают не только мышление, но и учатся понимать глубинный смысл каждого слова! Они как бы соприкасаются со словом, с его тайной. Они понимают, что любое слово «волшебное», несет в себе информацию, что очень важно. Ребята учатся понимать, что нельзя употреблять в своей речи пустых слов.
Но все это достигается не одним уроком, а целой системой. На одном уроке одно, на другом другое. Например, изучая понятие и свойства  информации, я спросила ребят: «Несет ли информацию слова: «Здравствуйте!» (пожелание здоровья), «Привет!» (пожелание хорошего настроения, показ отрывка из мультика «Привет мартышке!») И мы вместе пришли к выводу, что это зависит  от того, наполнено ли это слово содержанием, искренностью, то есть не пустое!
Разбирая свойство информации «полезность», одна девочка ответила мне, что сообщение: «Бабочки живут всего 1 день» не несет для нее никакой информации. Но ведь это не так. Это сообщение напоминает нам о быстротечности нашей жизни: «Что есть жизнь? Пар. Вот он есть, а вот его нет!»
Или вот еще пример. Тема: «Архитектура ПК». Сравниваем устройство памяти ПК с памятью человека. Здесь необходимо упомянуть о том, что все, что человек когда-либо видел, будь то фильм ужасов по телевизору или еще какая неправильная информация, все это откладывается в памяти человека и никуда не исчезает, а более того, наносит вред человеку.
Таким образом, урок за уроком мы формируем мировоззрение учащихся! Именно через эту компетенцию важно научить отличать доброе от недоброго, чтобы учащиеся в наш информационный век, в условиях навязывания различного рода ложных философий, стандартов жизни не потеряли всякое различие в понимании добра и зла, правды и лжи. Возможно, что какие-то слова им будут не совсем понятны, но если учащиеся сохранят их в памяти, в какой-то момент они поймут, насколько они актуальны.
И самое интересное, что предмет информатика затрагивает все компетенции. Каждая тема чему-нибудь учит!
Тема «Электронные библиотеки!» Учащиеся составляют причинную карту (отличие бумажной книги от электронной, плюсы и минусы). Как важно сказать здесь ребятам, в чем опасность электронной книги. В ней можно спокойно подправить слова, изменить текст, т.е. содержание, и никто не заметит этого, если не будет бумажного оригинала, если мы откажемся от бумажного носителя информации. Эта история также описана в рассказе писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Воспитание Патриотизма? Пожалуйста. На форзаце учебника К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень, нарисован наш флаг, представленный в компьютерном коде к теме «Кодирование графической информации». Что касается этого учебника, то он мне понравился. Но и он не имеет никаких рабочих тетрадей, т.е. как строить урок - не понятно. Все-таки жду Ваше УМК!
Одним словом, мне бы хотелось, чтобы в новом УМК поставились задачи воспитания на первое место! А именно - обогатились примерами, которым учит нас природа, учит духовно-нравственный закон.
Должно быть, Вы спросите, почему я не опубликую эти материалы сама, почему безвозмездно высылаю их Вам? Во-первых, я простой учитель, молодой специалист. А у Вас, Людмила Леонидовна, за плечами большой опыт! Я уверена, что из моего материала Вы сможете сделать конфетку! А также Ваше имя говорит уже само за себя, тогда как мне еще надо поработать для имени, прежде чем оно будет работать на меня. А это время долгое, а значит и УМК 10-11 класс выйдет раньше. А мне бы очень хотелось, чтобы оно получилось таким, как я описала его выше. Ведь и опытным учителям, и молодым специалистам будет гораздо проще работать по уже созданному УМК.
Людмила Леонидовна! Желаю Вам успехов в его создании!
Да поможет Вам в этом Бог!
Ссылка на материал: https://yadi.sk/d/r9Wl0TfbX8c3z                                                           С уважением, Анна Станиславовна.
 
Спасибо Вам большое!
 
Делюсь со всеми ссылочками по некоторым темам на интересные видеоролики с сайта телеканала "Радость моя" и др.

Тема "Компьютерная графика и мультимедиа"
Если затрагивается здесь тема мультфильмов, анимации, то можно на отрывках из мультфильмов режиссера Гарри Бардина (его известная работа м/ф "Летучий корабль"показать разные виды анимации.
Например:
▪ Из пластилина м/ф "Гадкий утенок" и др..
▪ Бумажная, из оригами - это м/ф "Адажио" (он маленький, 10мин, поэтому его можно посмотреть весь)
▪ Из ниток - м/ф "Брак"
▪ Из спичек - м/ф "Конфликт"
▪ Из проволоки - м/ф "Выкрутасы"
▪ Кукольный - м/ф "Чуча" и другие кукольные
▪ Рисованный - м/ф "Летучий корабль" и др..
На сайте "Радость моя" есть интересный проект "Мультстрана". Все проекты на этом сайте можно смотреть, скачивать.
Ссылка: http://www.radostmoya.ru/project/multstrana/
Очень пригодится тем, кто ведет кружок по созданию анимации.
Также в этом проекте есть урок, в котором рассказывается о Гарри Бардине в рубрике "История анимации" ("Выпуск 23.Съёмка мультфильма по раскадровке телезрителей": http://www.radostmoya.ru/project/multstrana/video/?watch=semka_multfilma_po_raskadrovke_telezritelei)
А этот мультфильм ("Сказки для самых маленьких. "Выпуск 48.Сила и ловкость" - http://www.radostmoya.ru/project/skazki_dlya_samyh_malenkih/video/?watch=sila_i_lovkost ) объяснит детям, как надо работать в команде по созданию проекта, а также послужит примером еще одного вида кукольных мультфильмов.
Также на сайте имеется проект "Академия занимательных наук". Например: математика, физика, химия, музыка и др... К сожалению, информатики нет. Зато из этих проектов может кое-что пригодится на уроке информатики. Учитывая, что можно брать видео не целиком, а вырезая.
Например:
Тема "Звуковая информация" и тема "Носители информации"
Из академии "Музыка" берем следующие видео:
"Выпуск 26. Звукозапись" - история от пластинок до флэшек: http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=zvukozapis
"Выпуск 74. Жанр Оперетты. Мьюзикл. Устройство Микрофона." - рассказывается об устройстве и видах микрофонов:
http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=operetta_muzikl_mikrofony (ссылка работать не хочет, копировать в адресную строку)
Выпуск 16. Частота колебаний звука": http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=kontrabas_iozef...
"Выпуск 2. Высота и тембр звука": http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/video/?watch=tembr_fleita
А в академии "Математика" тоже может что-нибудь пригодиться: http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_nauk_matematika/
Например, что такое алгоритм, алгоритм Евклида, числа Фиббоначи и другое.
Также на сайте есть интересные сказки и истории: http://www.radostmoya.ru/project/skazki_i_istorii/
Их тоже можно показать детям на уроке информатики.
Например:
На тему "ТБ и Компьютерная зависимость" подойдет поучительная история "Студент. "Игра": http://www.radostmoya.ru/project/skazki_i_istorii/video/?watch=student_igra
На тему "Моделирование" -"Изобретатель. "Шапка-невидимка" (в отличие от других историй про изобретателя заключает в себе один из законов моделирования: http://www.radostmoya.ru/project/skazki_i_istorii/video/?watch=nevidimka
А также в воспитательных целях для тех детей, что опаздывают на уроки и нарушают дисциплину и порядок, хорошо показать историю: "Следователи. "Разгильдяй": http://www.radostmoya.ru/project/skazki_i_istorii/video/?watch=razgildyai
А для детей, любящими выражаться модными словечками - история "Студент. "Торт": http://www.radostmoya.ru/project/skazki_i_istorii/video/?watch=tort
Вообщем ресурс большой, занимательный, смотрите, делитесь с нами.
Также из мультфильма "Фиксики. Застежка молния" http://www.fixiki.ru/watch/3/43278/ можно вырезать фрагмент (на 4.30 минуте) про то, как залетел мотылек и вывел из строя компьютер (мы эту историю рассказываем на теме "История вычислительной техники". Хорошо подкрепить ее как раз этим роликом). Она еще и учит тому, что мелочей не бывает.
Страницы: 1
Читают тему
УМК по информатике 2005-2023 г. © Все права защищены.