Василий Васильевич Давыдов (1930-1998)
Василий Васильевич Давыдов (31.08.1930, Москва – 19.03.1998, Кагалым Тюменской обл.) — выдающийся российский психолог, философ, создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным.
Академик (1978) и вице-президент (с 1989) АПН СССР, академик (1992) и вице-президент (с 1992) Российской академии образования (РАО). Почетный член Национальной академии образования США.
Член редколлегии журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал». Директор Психологического института РАО (1974—1983; 1991—1992). Профессор ф-та психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1978—1982). Заслуженный деятель науки РФ (1996). Лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973).
Лауреат Премии президента РФ в области образования (1996) за создание учебно-методического комплекса «Система развивающего обучения (по Д.Б. Эльконину — В.В. Давыдову)». Президент Международной ассоциации «Развивающее обучение» (1992). Член Президиума Российского психологического общества.
Член Общественного совета по образованию при комитете Государственной Думы по образованию и науке. Главный редактор Российской педагогической энциклопедии (1993).
Окончил отделение психологии философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1953) и аспирантуру там же (1956). Канд. психол. наук (1958). Тема канд. диссертации: «Образование начального понятия о количестве у детей» (науч. рук. — П.Я. Гальперин). Докт. психол. наук (1970). Тема докт. диссертации: «Виды обобщения в обучении».
Область научных интересов: разработал фундаментальную полидисциплинарную теорию учебной деятельности. Согласно этой теории содержанием учебной деятельности являются теоретические знания, раскрывающие учащимся условия происхождения различных понятий и способов их использования. Усвоение таких знаний происходит при решении учебных задач, осуществляемом посредством системы учебных действий.
Созданная теория и практика развивающего обучения — это уникальный образец системной психологической работы, выстроенной от уровня философско-методологического обоснования общей теории развития сознания и частных теорий становления определенных возрастных новообразований вплоть до уровня конкретных педагогических технологий культивирования этих новообразований, оснащенных психологическими методами для диагностики развивающих эффектов обучения.
В МГУ читал курс лекций по педагогической психологии.
Основные труды:
- Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972;
- Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986;
- Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992;
- Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996;
- Последние выступления. М.: ПЦ «Эксперимент», 1998.
Назад в раздел